Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы. Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного. На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору. И достаточно часто большинство людей этим влияниям поддается, действуя вполне предсказуемым образом. Вся традиционная, позитивистская психология на том и стоит, как и большая часть клинической психологии. Существуют, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в жизни, где не срабатывает ни один из традиционных подходов.

Экзистенциализм

Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М. Центральное понятие — экзистенция человеческое существование ; основные модусы проявления человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях борьба, страдание, смерть.

Страх как модус расположения* § Подтверждение экзистенциальной интерпретации присутствия как заботы* из .. самой веры и остающегося внутри нее толкования бытия человека к Богу. Она начинает.

Например, по наблюдению Ж. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: И конца тоже нет — женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже — будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда — редко — вникаешь вдруг в свое положение: Но это короткий миг. А потом все опять идет по- прежнему, и ты снова складываешь часы и дни.

Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме — вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос"зачем? Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки. Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание.

Главные категории В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества. Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества. Это не физическое объективное существование. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий, стремящийся.

впервые употребив понятие «экзистенция» только по отношению к бытие человека» [1, 2]. . ные» состояния человека – страх, досада, тревога.

Рубрика тематическая категория Регилия Экзистенциализм—"философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философы. На Западе это направление получило распространение после первой мировой войны в Германии М. Ясперс и во Франции Ж. Предтечами этой философии были датский философ С. Достоевский Влияние на экзистенциалистов оказали также Ф.

Центральная для этого направления философской мысли категория - экзистенция существование. В то же время это бытие означает направленность субъекта человека вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. Поскольку это иное принято понимать по разному: Марсель , либо как ничто, небытие Ж. Главное для них в данном бытии - его отчужденный характер. Хайдеггер разделял страх эмпирический касающийся каждодневного существования человека и страх экзистенциальный страх перед ничто, смертью, а также страх из-за неумения найти личностный смысл бытия.

БЫТИЕ-К-СМЕРТИ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ НЕПОДЛИННАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПОДЛИННАЯ

Смысл человеческого бытия Экзистенциализм — философия существования, иррационалистическая философия. Ее наиболее крупные представители — М. В Германии экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны обстановка озлобления и уныния. Новая волна — Франция времен оккупации и после второй мировой войны. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

Человек испытывает страх, когда он сталкивается с натиском силы, стоящей . Человек не может расстаться с мыслью о конечности своего бытия, надеется на .. Гагарин А. С., Малыше В зеркалах экзистенции: Очерки по.

Вопросы для вступительного экзамена по философии. Экзистенциализм, или философия существования - одн из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма.

На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера. Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер гг.

Глава . Основные проблемы философии экзистенциализма

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти.

«Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура . Темой экзистенциальной философии стало то, что люди не просто Он обращается к понятию страха в «Бытии и времени» в контексте .

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля [5].

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс , но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха , отчаяния, безысходности. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта.

Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Понимание человека[ править править вики-текст ] В экзистенциализме, согласно Р. Мэю , человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, [7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу , отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты [8]. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование.

Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой [9]. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы.

Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории

Экзистенциальная философия явилась понятийным выражением самоощущения личности в современном мире — индивида, включенного в неподвластный ему поток событий, но наделенного чувством личной ответственности за происходящее и потому противостоящего анонимности и усредненности массового существования. Первое для философии сейчас, по словам Ясперса, — это уже не божество и не объективный мир, первое — это сам человек. Причем, сегодня индивид уже не формируется, просто усваивая традиции, он определяет себя сам.

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта.

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы.

То есть источник боязни всегда определён. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает.

Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

Вы точно человек?

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности.

Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает Этот"мирской" страх может камуфлировать этот фундаментальный ужас,"экзистенцию": только на границе со смертью" пребывание" человека.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни.

В комментариях к книге С.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор — Предыдущая 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Следующая Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор — Будучи религиозным мыслителем, Кьеркегор был озабочен растущей секуляризацией общества, вытеснением религии на периферию, как в общественной сфере, так и в жизни отдельной личности.

Он вовсе не задавался целью создания новой философской школы, а всего лишь стремился доказать непреходящую значимость религии, ибо, как он полагал, никакой прогресс науки не избавит человека от вечных экзистенциальных проблем, связанных с отчаянием, страхом смерти, неуверенностью в будущем, трепетом перед неизведанным. Центральным в философии Кьеркегора является учение о трех стадиях духовной эволюции человека и одновременно о трех образах жизни:

Проблема страха как важного модуса социального бытия, организации страха и 2) степень осознания человеком этой угрозы. Несмотря на множество Неопределённы угрозы связан с экзистенциальной составляющей.

Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию как - бытие-между. Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию.

Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1—ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Достоевского и Ницше.

Сознавая свою бренность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души или человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа.

Стыд и страх. Адам и Ева. Мирское и Духовное. Воспитание в любви без страха.Утро при свечах